Кто осуществляет уход за лежачими больными в больнице
28 февраля 2020
В больнице пациенты находятся под круглосуточным наблюдением медицинского персонала. Это позволяет родственникам не беспокоиться о непредвиденных осложнениях – врач всегда поблизости, чтобы вовремя справиться с проблемой.
Но если больной обездвижен, ему требуется не только лечение, но и постоянный уход: помощь в кормлении, отправлении физиологических потребностей, гигиенических процедурах и так далее. Кто должен выполнять эти обязанности и ухаживать за заболевшим: персонал больницы, близкие лежачего больного или нанятые сиделки?
Правовые аспекты
Вопросы обслуживания пациентов больниц описаны в Федеральном законе и Приказе Минздрава. По ним уход за пациентами в стационаре должны оказывать младшие медицинские сестры и санитарки. В их должностные инструкции входят все манипуляции, касающиеся ухода за лежачими больными: от уборки палаты до смены подгузника.
Медсестра должна:
следить за выполнением всех предписаний врача;
проводить «чистые» манипуляции: ставить капельницы, делать уколы, при необходимости – разводить зондовое питание;
оказывать врачу помощь при перевязках.
В палатах интенсивной терапии, хирургии, реанимации уход за больными осуществляет исключительно младший медицинский персонал. В остальных отделениях приветствуется помощь родственников больного.
Обязанности медперсонала
Основные задачи, касающиеся ухода за обездвиженными пациентами в больницах, ложатся на плечи санитарок отделения. И каждая из них выполняет свою часть манипуляций, прописанную в должностной инструкции.
Буфетчица занимается раздачей еды, кормлением лежачих больных, обработкой посуды и контролем срока годности продуктов.
Уборщица должна ежедневно мыть полы в палате и обрабатывать судна, клеенки после использования.
Наибольший круг обязанностей у палатной медсестры. Он включает в себя все заботы, касающиеся непосредственного ухода:
профилактика осложнений у лежачего пациента (пневмонии, пролежней, запоров);
переодевание (включая замену подгузника);
гигиенические процедуры, ежедневные и еженедельные;
перестилание белья;
помощь с туалетом;
проведение массажа;
смена положения тела.
Частота всех манипуляций прописана в Приказе Минздрава N 123.
Процедуры по уходу в больницах
Больной, находящийся в лечебном заведении, имеет право на получение полной помощи от медперсонала. Она касается не только основных физиологических потребностей, но и мероприятий по минимизации рисков появления пролежней, пневмонии или запоров – главных врагов лежачего больного.
Ежедневная оценка риска появления пролежней по шкале Ватерлоу.
Смена положения тела пациента каждые два часа, включая ночное время.
Обмывание загрязненных участков тела каждый день.
Проверка состояния постели больного во время каждого изменения положения.
Четырежды в день определение количества пищи, которое съел больной.
Обеспечение достаточного количества воды, которое должен выпивать больной в сутки.
Замена подгузника каждые четыре часа при недержании мочи и после каждого испражнения при недержании кала, вместе с необходимыми процедурами по интимной гигиене.
Противопролежневый массаж четыре раза в день в зоне точек риска.
Общий массаж трижды в сутки.
Обучение пациента и его родственников основам самоухода.
Проведение гигиенических процедур: мытье головы, бритье, стрижка ногтей – раз в 10 дней, обмывание половых органов – не реже раза в день или по потребности, чистка зубов, умывание – дважды в день.
Смена постельного белья – ежедневно или чаще при необходимости.
Дополнительно в обязанности младшего медицинского персонала входит:
обучение пациента дыхательной гимнастике;
транспортировка по территории больницы на назначенные врачом манипуляции;
обработка инвентаря для ухода;
наблюдение за состояние кожи подопечных и за достаточной влажностью в палате.
Кровать, в которой находится больной, должна быть дополнена поролоновыми прокладками в зоне риска появления пролежней для снижения давления на эти участки.
Оплата расходных материалов
Обездвиженный больной помимо постоянного ухода нуждается в большом количестве пеленок, подгузников, клеенок. Отсюда возникает вопрос: кто должен оплачивать их приобретение? Финансирование больниц в большинстве случаев не дает возможности обеспечить средствами гигиены всех нуждающихся. К тому же четких указаний по расходу на одного пациента не существует. Поэтому забота об их покупке ложится на плечи родственников. Медицинское учреждение не имеет права принуждать близких пациента к покупке, но других вариантов обычно не остается.
Исключение из этого положения – ситуация, при которой больной уже имеет оформленную инвалидность. Тогда подгузники, пеленки, перевязочные материалы и другие средства для ухода выдаются за счет государства при условии, что они прописаны в плане лечения, составленном лечащим врачом. Либо родственники могут купить все на свои деньги, а потом предоставить чеки для получения компенсации.
Повышение качества ухода
Несмотря на то, что все необходимые лежачим больным манипуляции строго расписаны, на практике их исполнение оставляет желать лучшего. Персонала в больницах недостаточно для того, чтобы осуществить надлежащий уход за пациентами. И даже дополнительное стимулирование медсестер и санитарок не помогает, если медперсонал физически не успевает посмотреть за каждым. Потому и ухаживают совсем не так, как требуется, особенно в ночное время. В таких ситуациях можно пожаловаться на невыполнение обязанностей администрации больницы или в региональный Минздрав. Но нехватка кадров все равно не позволит вывести положение на более высокий качественный уровень.
Чтобы не бросать неподвижного человека в одиночестве, можно ухаживать за ним самостоятельно или попробовать нанять сиделку. Но у этих способов немало минусов. Начиная с того, что уход потребует много сил и времени, заканчивая тем фактом, что кровати для родственников в палатах не предусмотрены. Значит, проводить время придется на стуле у постели больного. Не каждая сиделка на это согласится.
Здесь больной будет не только под круглосуточным врачебным присмотром, но и постоянно окружен заботой младшего медицинского персонала. Гигиена, гимнастика, массаж, профилактика пролежней – каждый пункт будет соблюден точно по регламенту, вовремя и с профессионализмом. А доброжелательность персонала поднимет настроение и больного, и его близких.